Документальная театральная лаборатория POLARDANCE
С 8 по 11 октября 2020 года в рамках сотрудничества с арт-менеджером Марией Крупник реализован проект режиссера Марфы Горвиц «Когда мама была маленькой», впервые состоявшийся в ходе программы «Детский Weekend» на фестивале «Золотая Маска-2018».
Это по сути одно из проявлений т.н.«социального театра»: 15 семей несколько дней сотрудничают с профессионалами от искусства (драматургом, режиссером, художником, хореографом), дети (в возрасте от 8 до 15 лет) воспроизводят семейные предания, услышанные от родителей, при этом вместе семья проходит через интенсивные тренинги (сценической речи, движения, актерского мастерства и пр.) и вместе создает спектакль с соответствующим названием. Замечательный опыт погружения не только в интенсивную творческую жизнь, но и во внутренний мир близких людей, что способствует гармонизации отношений.
Детская Документальная Театральная Лаборатория режиссера Марфы Горвиц — авторский формат путешествующего театрального проекта, предлагающий участникам опыт объединения семьи с помощью театра.
Норильчане были готовы к встрече с прекрасным и удивительным (15 семей откликнулись на призыв театра, запись шла еще весной 2020 года, но из-за карантина по коронавирусу проведение лаборатории было отложено на осень). Творческая группа проекта (куратор, режиссер, драматург, художник и хореограф) собралась в Норильске 7/8 октября, после встречи и знакомства — 9 и 10 октября начались тренинги по четырем направлениям: драматургия, актерское мастерство, сценическое движение, художественное оформление. И одновременно с созреванием творческого замысла шли репетиционный и постановочный процессы спектакля-альманаха.
11 октября в 18.00 на Основной сцене состоялся театральный парад и спектакль-альманах по семейным историям жителей Норильска.
Творческая Группа
Мария Крупник (Москва) – арт-менеджер, продюсер, переводчик, преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН, модератор проектного семинара в рамках Президентской программы по переподготовке управленцев в области культуры (МВШСЭН/РАНХиГС). Куратор образовательных программ и театральных проектов.
Марфа Горвиц (Москва) – автор и художественный руководитель проекта, режиссер, актриса, выпускница Московской международной киношколы (1999), Театрального училища им. М.С. Щепкина (2003) и режиссерского факультета ГИТИСа (мастерской С. Женовача, 2010). Лауреат премий «Золотая маска»: «Специальная премия жюри» за спектакль «Бесстрашный барин» (РАМТ, 2011) и премия «Лучшая работа художника по костюмам» в спектакле «Золушка»(театр «Практика», 2015). В 2016 году придумала Детскую Документальную Театральную Лабораторию, которая в течение нескольких лет работала в рамках программы «Детский Weekend» Золотой Маски, дважды прошла в партнерстве в просветительским проектом Arzamas; в 2019 году ДДТЛ сталаучастником Воронежского фестиваля театра для детей «МАРШАК» и Красноярской ярмарки книжной культуры, где премьерный показ прошел на сцене Красноярского театра юного зрителя.. Сотрудничает с театрами: РАМТ, Практика, Театриум на Серпуховке, МХТ им. А.П. Чехова (Москва), Александринский театр, Приют комедианта (СПб), Камерный театр (Воронеж), Solbakken Folkehogskole (Норвегия) и др.
Алексей Житковский (Нижневартовск) – драматург, режиссер, сценарист. Выпускник сценарного факультета Всероссийского государственного института кинематографии (мастерской Леонида Нехорошева). Победитель и финалист крупнейших конкурсов и фестивалей драматургии, среди которых «Любимовка», «Евразия», «Действующие лица», «Первая читка», «Исходное событие», «Ремарка», «Авторская сцена» и др. В 2018 году его «Горка» была признана «пьесой года» на конкурсе современной драматургии «Кульминация» (кстати, уже в январе 2019 года режиссерский эскиз Лизы Бондарь по этой пьесе был показан в рамках Лаборатории современной драматургии «Полярка» на нашей Малой сцене).Сценарист фильма «ЗВЕЗДЫ» (реж. А. Новиков-Янгинов, 2018; приз фестиваля СТАЛКЕР за лучший дебют), режиссер документального фильма «ПАМЯТНИК».
Александр Любашин (Санкт-Петербург) – хореограф, балетмейстер, танцовщик, перформер. Окончил балетмейстерское отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Обучался современному танцу на летних школах ЦЕХ, Gaga Intensive Summer Course др. Выпускник Школы Театрального Лидера. Проходил обучение по программе ICR на фестивале ADF (USA).Преподаватель магистерской программы «Художественные практики современного танца» Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. В 2012-2013 гг. работал художественным руководителем Дома Танца «Культурного центра ZИЛ» (Москва). В качестве хореографа сотрудничал с театрами: «Комик-Трест», «Приют Комедианта», «Гоголь-центр», Мариинский театр и др.
Анастасия Смирницкая (Москва) – актриса, художник, хореограф, педагог. В 1998 году окончила Академию Эвритмического Искусства по специальности «актриса пластического театра, преподаватель». Училась современному танцу в России и за рубежом. С 1997 года была участником перформанс-группы «Плантация». 15 лет служила в театре «Школа драматического искусства». С 2000 по 2003 гг. работала художником по свету в танцевальных и драматических спектаклях. Сотрудничала с такими режиссерами, как Мин Танака, Анатолий Васильев, Игорь Яцко, Борис Юхананов, Дмитрий Крымов. Принимала участие в проектах группы «Повстанцы», «Ликвид-театра», театра «Огненные люди» и труппы «Антикварный цирк». С 2015 года сотрудничает с театром «Домик Фанни Белл» в качестве актрисы и педагога детской театральной студии по специальностям «актерское искусство» и «искусство художника-постановщика спектаклей». С 2017 года начала
сотрудничать с режиссером М. Горвиц в спектакле «Сказки из маминой сумки».
Ольга Балынина – дизайнер, автор фирменного стиля проекта, выпускница Школы дизайна ВШЭ (Москва).
Проект Детской документальной лаборатории М. Горвиц «Когда мама была маленькой» стал победителем конкурса Благотворительной программы компании «Норильский никель» в декабре 2019 года.
Из публикаций
«От тренинга до «Золотой маски»
Детская документальная театральная лаборатория «Когда мама была маленькой» режиссёра Марфы Горвиц родилась как трёхчасовой тренинг. В 2016 году Марфа начинала одна — общалась с семьями, слушала
истории мам и ставила сценки с их детьми. В 2018–м организаторы «Золотой маски» предложили включить лабораторию в программу «Детский Weekend», проходящую в рамках знаменитого театрального фестиваля.
– Я поняла, что тренинг можно превратить в спектакль. Всё как я мечтала — с хореографом, художником и драматургом, — делится Марфа Горвиц. — У нас всё получилось, нас заметили. Пришло приглашение из Красноярска, после был Томск.
В Томске спектакль вошёл в репертуар театра юного зрителя. Постановка выходит раз в
месяц, дети подписали настоящий договор и получают зарплату. К ним даже приставили специально обученного
человека, который следит, чтобы ребята не болели в день представления и не уезжали в это время в отпуск.
Режиссёр Марфа Горвиц и продюсер проекта Мария Крупник уже бывали в Норильске. В апреле
прошлого года они вели у нас театрально–драматическую мастерскую «Классная драма» — подростки писали и
ставили на сцене небольшие пьесы.
– Мы прониклись вашим театром, — признается Мария Крупник. — Здесь потрясающая команда
менеджеров, художественных руководителей, замечательный директор. Они заинтересованы в развитии и
продвижении заполярной «маяковки». Спрашивали нас: «Есть ли схожие форматы? Мы хотим вовлечь в театральную
жизнь норильчан». И после «Драмы» мы решили зайти сюда с «Мамами»…
Из публикаций
В Норильске проведение театральной лаборатории планировалось на апрель этого года. Из–за
карантина её перенесли на осень. Весной же в интернете собирали заявки — дети в возрасте от восьми до 15 лет
могли примерить на себя роли артистов. Обычно в проекте принимают участие 15 семей. В Норильске их набралось
десять. Организаторы принципиально не акцентируют внимание на профессиях, статусах и возрасте мам. Главное,
чтобы дети увидели своих родительниц с новой стороны.
– Наша семья очень любит театр, мы ходим на спектакли почти каждую неделю, — говорит
Екатерина Ильина, воспитатель детского сада. — К тому же мой 15–летний сын Коля учится в театральной студии
Талнахской школы искусств. Поэтому, когда мы увидели объявления, как–то сразу решили поучаствовать. Я
рассказала сыну историю о том, как в детстве в универсаме № 3 нашла паспорт на имя Любови Ненянг. Моя мама
без интернета, сотовых телефонов и социальных сетей отыскала её. Женщина пришла к нам домой, и тогда я
узнала, что это известная на Таймыре поэтесса. Она предлагала нам деньги за то, что мы вернули документы, но
мои родители отказались. Тогда она подарила мне книгу со своими стихами и подписала её. Вот так я получила
автограф Любови Ненянг. Эту историю дети и покажут на сцене.
А ещё среди норильских мам числятся домохозяйка, журналистка и заядлая туристка. Но их
истории во многом схожи. Они росли примерно в одно и то же время, в одних условиях. Мамы рассказали детям по
две истории — летнюю и зимнюю. Естественно, там фигурировали темы: «Как я летом на чужом огороде воровала
малину» или «Как я зимой летела в чёрную пургу из школы домой». Впрочем, юные актёры по–настоящему
воодушевились примером мам, которые в детстве были активными лыжницами, прогуливающими уроки; певицами,
отбирающимися на региональный конкурс; принцессами, за которыми ухаживал настоящий рыцарь Андрюша, и за чьё внимание бился боксёр Сашка.
На знакомство, описание историй, создание декораций, постановку танцев и подбор костюмов
давалось всего четыре дня. Однако дети, несмотря на короткий срок и сильное волнение, показали себя
достойными артистами.
– В нашем спектакле танец служит не для того, чтобы показать балетную виртуозность
Мариинского театра, — поясняет хореограф Александр Любашин. — Он для того, чтобы раскрыть идею и смысл
истории. Поэтому мне интересно работать именно с непрофессиональными артистами, находить взаимное
притяжение.
– Во время работы лаборатории возникает интересная связь между родителями и детьми, —
делится впечатлениями драматург Алексей Житковский. — Они становятся не просто мамой и ребёнком, старшим и младшим, на сцене они превращаются в равноправных партнёров, становятся ещё ближе.
Вводить спектакль «Когда мама была маленькой» в репертуар нашего театра пока не
планируют. А вот создатели проекта подумывают расширить тематику и привлечь к нему пап. Они уверены: многие мужчины были бы не против этого, просто их пока не приглашали». («Когда мама была маленькой»- Л.
Кожевникова, Заполярная правда, 17.10.2020)